Фильм Романа Полански "Венера в мехах" / Venus in Fur / (2013)

Страна:Франция, Польша
Год выпуска: 2013
Жанр: драма
Продолжительность: 01:35:45
Режиссер: Роман Полански / Roman Polanski
Актеры: Эмманюэль Сенье, Матье Амальрик

Весь день Тома проводил прослушивания, выбирая актрису для пьесы по знаменитому роману Леопольда фон Захера-Мазоха «Венера в мехах». Режиссер в отчаянии, пока не появляется Ванда — настоящий сгусток энергии, разнузданная и развязная. Она воплощает собой все, что Тома ненавидит: вульгарна, взбалмошна и не остановится ни перед чем, чтобы получить роль. Вдруг все, что так ненавидит Тома, начинает ему нравиться — актриса отлично подготовилась к прослушиванию. Удивление сменяется влечением, а затем и одержимостью этой женщиной.

Если кто хочет посмотреть что-то особенное, посмотрите «Венеру в мехах». Он долго лежал на моей полке, вернее, в жестком диске и вот настал его час. Какое было моё удивление, когда я понял. что после прсмотренных 5-ти минут, отрваться желания не было. Всего лишь два актера, одна декорация (в общем-то), но! Меня подкупила игра актеров, психологические ходы, раскрытие человека… его сути. 

Моя оценка из 10-ти 10.

Есть в фильмах, как и в книгах, изречения, фразы, которые тебя заставляют обратить на них внимание. Так и в этом фильме. Но особенно хочу поделиться именно этой:

«Как можно отдаться мужчине не покорившись ему».

---------------------------------------------

P.S. Причиной написания этого поста, по большому счету, явилось именно это высказывание.


 Очень интересный отзыв о фильме из сети.

С последним фильмом Романа Полански «Венера в мехах» произошла странная история: мировая премьера прошла в мае 2013 года, практически год назад, после этого в ноябре 2013 фильм прошёл в прокате европейских стран, в части стран он был в ограниченном прокате или представлен только в рамках кинофестивалей. Вот уже апрель 2014, а о прокате фильма на территории РФ нет ни слова, то есть «Венера в мехах» в июне демонстрируется в Великобритании, а дальше выходит на DVD. Дело мутное, ибо Роман Полански довольно-таки известный режиссёр, вовсе не является диким арт-хаусом, да и его предыдущая работа «Резня» собрала не мало зрителей в кинотеатрах. Сейчас не решусь делать ставки, что будет с российским кинопрокатом в целом и этой картины в частности и перейду к самому Полански.

Те, кто смотрел «Резню» отлично помнят камерность этой картины: одна комната, 4 человека, полтора часа времени. Поэтому сравнение с предыдущей работой режиссёра «Венере в меха не избежать», ведь здесь камерность ещё более концентрированная: 2 человека, одна комната и те же полтора часа. Кроме главных героев картины — Ванды и Тома вы не увидите здесь никого. Но вот зато они сами предстают в разных и многочисленных ипостасях. Несмотря на то, что фильм носит то же название, что и довольно известная повесть Леопольда Захер-Мозаха, её прочтение до просмотра не является обязательным. Во-первых, обращение с первоисточником довольно вольное, во-вторых, сам фильм больше основывается на пьесе Дэвида Айвза, которая в свою очередь уже основана на повести Зхер-Мозаха. То есть Полански третий художник, прорабатывающий этот сюжет от первоисточника и делает он это довольно непростым путём. В принципе, весь сюжет повести рассказывается на протяжении фильма, так что даже неподготовленный зритель легко поймёт всё происходящее.

Перед нами зал театра, в котором режиссёр и автор сценария закончил пробы на роль главной героини в своей новой пьесе «Венера в мехах». Тома среднего возраста, интеллектуален, у него есть постоянные любовные отношения, которые хоть и довольно однообразны, но в целом устраивают. Проблема Тома на момент начала картины только в том, что он не может найти актрису на роль Ванды, потому что женщины нынче не те, литературная Ванда выглядит не просто как любимая героиня, как Татьяна Ларина у Пушкина, но как некий идеал, сочетающий в себе робкость и нежность с властностью и чувственностью. И тут появляется мокрая от дождя и возбуждённая от происшествия с извращенцем в метро весьма потрёпанная жизнью женщина (Ванда) в латексном костюме и с садо-мазо ошейником на шее. Несмотря на всё очевидное несоответствие образу, пробам всё же суждено состояться. И вот из этих самых проб и состоит вся «Венера в мехах».

Первое, что бросается в глаза и Тома, и зрителю — это потрясающе перевоплощение Ванды из Ванды реальной, с пошлыми манерами, лепящей жевательную резинку под крышку стола и активно размахивающей руками в Ванду литературную — девушку 19 века с изящными манерами и умением держать себя в обществе. Тут Эммануэль Сенье сыграла потрясающе, это можно было сделать и радиоспетаклем, потому как её интонирование голосом, в моменты, когда только им разграничиваются слова роли героини и слова реальной Ванды, просто идеально. Она сама, вслед за своей киногероиней во все, заданные режиссёром образы и смотреть на это действительно приятно. Но не только в Ванду Тома-Захер-Мозаха перевоплащается Ванда на сцене, она делает 100процентное попадание в образ Венеры и в конце концов, самого Тома. Да-да, под конец пьесы наши герои как бы меняются местами и режиссёром всего действа становится Ванда и Ванда же исполняет роль… Северина (мужской персонаж пьесы Тома). Всё, что остаётся Тома — это полное подчинение Ванде, и как Северин подчиняется её воли в пьесу, так и Тома, вслед за ним, подчиняется словам Ванды в реальной жизни.

Собственно на художественных параллелях и построена вся картина, поэтому смотреть нужно внимательно, ибо всё это происходит едва уловимо, но в этих сменах ролями и есть смысл работы Полански. Если в садо-мазохизме всегда есть один господин и один раб, то это только потому, что так происходит и в жизни, это наглядно демонстрируется в «Венере в мехах»: Тома волен отказать Ванде в пробах, ведь она пришла позже, да и без записи и он изначально так и делает, потому как наделён этой властью. Но из позиции господина, Тома переходит в позицию раба только потому, что он верит в волшебную силу искусства. Он заворожен не самой Вандой, не её внешним видом или манерами, он заворожен её актёрской игрой, безупречным знанием текста, умением преподнести его же пьесу даже лучше, чем он сам.

Что касается художественной стороны работы, то тут всё тоже довольно тонко сделано. Одним из основных акцентов картины является свет, направленность или яркость сафитов рассказывают нам историю ничуть не хуже, чем актёры. И именно с управлением света над сценой и начинает Ванда своё завоевание Тома, раз она смогла подчинить свет, то сможет и всё остальное. Не даром действие происходит во время грозы, периодически прям над сценой маленького театра сверкает молния, внезапно озаряя всё ярким белым свечением.

Второе — это операторская работа. Без изысков и супер-эффектов, но акценты в кадре всегда расставлены точно, даже на уровне съёмки видно тяготение Полански именно к театральному действу, когда актёр должен преподнести всё так, чтобы зритель обратил внимание то на руку, то на движение головой.

Третье — это звуковое сопровождение. И я говорю не только о саундтреках, хотя и они безусловно хороши, а именно о звуке. Так как пробы проходят практически без реквизита, то актёры используют воображаемые ручки, воображаемые кофейные чашки и прочее, что тем не менее издаёт реальные звуки. Так мы слышим удары прутьями от грушевого дерева или треск, когда эти самые прутья ломали.

Несмотря на то, что «Венера в мехах» преподносится нам как драма, определить её жанр оказалось довольно сложно. Я бы не отнесла её в полном смысле ни к драме, ни к комедии, скорее что-то между. В фильме нет явного комизма, но вот зато достаточно иронии и сарказма (конечно, в основном это всё в образе Ванды). По подаче материала всё же ближе к комедии, да и сказать, что какой-то из образом чистой воды драматизм — тоже язык не повернётся. Тем не менее, при просмотре становится понятно, что судьба Тома отнюдь не так легка, как кажется, фактически перед нами даже её крушение от рук той самой женщины, которую он искал, дабы воплотить в жизнь своё детище, свою первую пьесу.

Фильм к просмотру рекомендую, даже поставила бы красную печать «обязательно к просмотру», однако, стоит учесть, что это далеко не программная работа Полански, в ней нет большой глубины или итогов, это скорее развлекательное кино для думающей публики, хорошо поставленное и хорошо сделанное. Смотрится довольно легко и непринуждённо, небольшой хронометраж идёт только в плюс, получилось не затянуто и довольно живенько. Но «Резне», конечно, уступает, в основном по образной системе, «Венера в мехах» будто урезана, лишена символики и образности, осталось только самое основное.

P.S. В отдельных комментариях действительно нуждается концовка, но спойлеры запрещены, так что каждый останется при своём. Скажу лишь только, что мне не хватило раскрытия. Понятно, к чему всё шло, но на мой взгляд, вышло немного сжато.

Обсудить у себя 5
Комментарии (27)

Что-то в этом есть… Надо посмотреть обязательно))) 

Считай, одной фразой зацепило)

Фильм зацепило не фразой. Фраза сама по себе. А ты можешь прокомментировать эту фразу?

Я вот думаю… а насколько молодому зрителю будет понятен этот фильм и интересен? Всё таки у молодого поколения мало жизненного опыта, чтобы воспринимать фильм достаточно глубоко. 

Попробую прокомментировать так, как понимаю на данный момент. Может, посмотрев фильм, мысли поменяются. Само по себе «покориться мужчине» для меня значит стать рядом слабой, мягкой, женственной. Дарить ему тепло, любовь, делать счастливым. Может, вдохновлять на что-то. Полностью довериться своему мужчине. А так же уважать его, считаться с его мнением, слушать. В общем, стать той самой. Тогда женщина и будет, тем самым, «отдавать» себя мужчине. Ну, а если более поверхностно воспринять… То, как можно лечь в постель с мужчиной, не испытывая чего-то большего, чем просто сексуальное влечение, которое долго не протянется. Хотя бы, не испытывая симпатии. 

Не суди строго) Может, в силу возраста и малого жизненного опыта, у меня как-то коряво вышло объяснить или слишком идеализированный взгляд на жизнь) 

Может, кому-то и будет интересен. А поймет каждый по-своему, все равно. 

покориться — значит сдаться) доверится если хочешь
ты немного о другом пишешь 

Ну, или сдаться)

ты просто пишешь о каких-то внешних проявлениях
заботится и все такое
а довериться — это значит стать беззащитной не внешне, а в принципе, за это всегда потом приходится платить
всегда) даже если мужчина рядом замечательный 

когда открываешься человеку то даже самый слабый удар может убить

Мне это знакомо, как никому другому... 

Мужчины тоже могут доверяться женщине и тоже случаются удары в их сторону в сторону мужчин) и удары не слабые.

Да, есть такие особы, которые тоже нехило бьют...

да какие такие особы? все бьют)

да все мы хороши, Серёж)

Ты замечательно всё написала. Но вот так вот покориться или довериться мужчине не каждая женщина сможет, зная при этом все прелести перспективы отношений. У одних это получается, у других при всём желании — нет. 

Благодарю. 

Хотелось бы мне временами относиться ко второму типу женщин.

А почему, если не секрет?

Потому, что приходится за это расплачиваться. Я всегда так вот окунусь с головой во все это. Забью на все принципы, гордость и прочее. Раскроюсь, доверюсь. Кажется иногда самой себе, как ребенок наивный становлюсь. Хотя «прелести» все понимаю, но тем не менее… А потом… Когда предают… Когда вытирают ноги о все твои чувтсва и тебя саму, трудно придти в себя. И начинаешь вот по осколкам всю себя склеивать заново...

милая, никто никогда не предает)
в этом весь секрет
никто не виноват в твоих неоправданных ожиданиях
ТЫ доверилась
ТЫ  открылась
кто же виноват?

вымораживает тема с предательством, никто не предает, это глупости все в твоей голове 

Все предают. И не важно веришь или нет человеку. Это есть и все. Как и любая другая вещь в любых отношениях между людьми.

 

обязательно посмотрю

я думаю, тебе понравится этот фильм. 

Досмотрела  со стойкостью мазохистски  — муть полная  

Купилась  на Эммануэль  Сенье , но здесь она даже не вавилонская  блудница, года берут свое, а роли не меняются ..

Жаль потраченного времени  — смотреть на трезвую голову   не рекомендую

Любовь — это наказание, отношения — использование друг-друга, а каждый связавшийся с женщиной — мазохист?  Полтора  часа  наблюдать  как автор  хочет доказать  , что мужчина и женщина враги. Что они могут быть друг для друга только молотом и наковальней ?
И убеждать  меня, что  немного боли никогда не помешает,  что только боль дает возможность реальнее, ярче и острее прочувствовать жизнь.

Все бред, как и его  фраза – меха из Казахстана  

бывает не только так
но и так тоже бывает) конечно это лишь грань, но мне ооочень понравилось как ее раскрыли! 

я влюбилась в это кино
оно просто потрясающее! 

Ты посмотрела фильм?

да два раза безумно понравилось

Я почему-то был уверен, что он тебе понравится. 

Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети:

Сергей Эн
Сергей Эн
Был на сайте 25 мая в 17:12
Родился: 8 Апреля
Читателей: 245 Опыт: 0 Карма: 1
Я в клубах
Любители книг Пользователь клуба
Новичкам MyPage.Ru Пользователь клуба
Русский язык Пользователь клуба
Служба помощи MyPage.Ru Пользователь клуба
Смотрим вместе Пользователь клуба
Оформление вашего блога! Пользователь клуба
Наш чердак Модератор клуба
Старики не разбойники Пользователь клуба
все 175 Мои друзья