Лишь стоило прочитать эпиграф.
Борис Николаевич Ширяев
НЕУГАСИМАЯ ЛАМПАДА
роман
Посвящаю светлой памяти художника Михаила Васильевича Нестерова, сказавшего мне в день получения приговора:
«Не бойтесь Соловков. Там Христос близко».
_________________________________________
***
Я не знаю как так получается… я искал одну книгу, и тут эта… прочитал эпиграф и всё… я не могу объяснить… не могу… кто такой Михаил Нестеров я не знал, не знаю, но мне стало интересно. Что он за человек, какие картины у него, чтобы так сказать: "Не бойтесь Соловков. Там Христос близко». И тут эта картина...
Видение отроку Варфоломею, 1889-1890
Картина написана на сюжет, взятый Нестеровым из древнейшего «Жития преподобного Сергия», написанного его учеником Епифанием Премудрым. Отроку Варфоломею, будущему Сергию, не давалась грамота, хотя он очень любил читать, и он втайне часто молился Богу, чтобы тот наставил и вразумил его. Однажды отец послал его искать пропавших жеребят. Под дубом на поле отрок увидел некоего черноризца, святого старца, «светолепна и ангеловидна», прилежно со слезами творившего молитву. Старец взглянул на Варфоломея и прозрел внутренними очами, что перед ним сосуд, избранный Святым Духом, и спросил его: «Да что ищеши, или что хощещи, чадо?» Отрок отвечал: «Возлюби душа моя паче всего учитися грамоту сию, еже и вдан бых учитися, и ныне зело прискорбна есть душа моя, понеже учуся грамоте и не умею». Он просил святого отца помолиться за него Богу, что он «умел грамоту». Старец, «сотворя молитву прилежну», достал из карманной «сокровищницы» частицу просфоры и подал ее отроку со словами: «Прими сие и снешь, се тебе дается знамение благодати божия и разума святого писания». А когда отрок съел просфору, старец сказал ему: «О грамоте, чадо, не скорби: отсего дне дарует ти Господь грамоте умети зело добре». Так и случилось. Нестеров проникся наивным и поэтическим рассказом Епифания Премудрого, его простодушной верой в чудо: «Я был полон своей картиной. В ней, в ее атмосфере, в атмосфере видения, чуда, которое должно было совершиться, жил я тогда» (писал Нестеров в «Воспоминаниях»), Первый набросок картины появился во время путешествия Нестерова в Италию, в альбоме набросков острова Капри. В том же альбоме возник эскиз вертикальной композиции этого замысла, где, убрав часть пейзажа, художник акцентировал внимание на фигурах. Но он, по-видимому, понял, что не венчик над головой святого, а именно пейзаж должен воплощать чудесное. Нестеров справедливо считал, что именно «Видением отроку Варфоломею» он останется в памяти поколений.
***
Михаил Васильевич Нестеров, молодой художник из далекой Уфы, ворвался в художественную жизнь России смело и стремительно. Его картина«Видение отроку Варфоломею» стала сенсацией 18-ой Передвижной выставки в Москве.
Из воспоминаний Михаила Нестерова:
«Кто не знает, что воспоминания, мемуары — удел старости: она живет прошедшим, подернутым дымкой „времен минувших“. И это придает им особый аромат цветов, забытых в давно прочитанной „книге жизни“. В предлагаемых очерках, в некоторых воспоминаниях о людях, об их деяниях, о том, о чем люди когда-то думали-гадали, прочитавший очерки, быть может, найдет немало субъективного, но иначе оно и быть не может, так как моей задачей и не было вести протокольную запись виденного, услышанного, и в очерках своих я говорю так, как понимаю, чувствую, нисколько не претендуя на непогрешимость. Природа моя была отзывчива на явления, жизни, на людские поступки, но лишь Искусство было и есть моим истинным призванием. Вне его я себя не мыслю, оно множество раз спасало меня от ошибок, от увлечений. В художестве, в темах моих произведений, в их настроенное, в ландшафтах и образах беспокойный человек находил тихую заводь, где отдыхал сам и, быть может, давал отдых тем, кто его искал. Я избегал изображать так называемые сильные страсти, предпочитая им наш тихий пейзаж, человека, живущего внутренней жизнью. И в портретах моих, написанных в последние годы, влекли меня к себе те люди, путь которых был отражением мыслей, чувств, деяний их."
интересно. Спасибо!
А у нас кому не лень пишут мемуары. Спасибо за интересный пост.
И каждого свои причины писать или все таки причина одна?)
Нет, я в том смысле, что порой читать нечего.
Бывает человек сам не знает чтобы почитать и желание есть, а не знает и тут кто-то тебе советует и ты понимаешь — да, именно это и хочу читать)
Ух, какой эпиграф...
Значит ли это, что не место красит человека или это совсем другая история?
Да.
Я думаю, место может повлиять и на сознание человека и на переосмысление многих вещей, и так же другая история, как я понимаю.